Беларусь

region-img

Комиссия маркетплейсов: Гайд по основным видам платежей

author
Павел Кравцов 27 октября 2023
Время чтения: 12 мин
Комиссия маркетплейсов: Гайд по основным видам платежей

Уважаемые пользователи и партнеры 1С-Битрикс, добро пожаловать в блог компании Сотбит!

Одна из наших ключевых специализаций – разработка и внедрение личных кабинетов поставщиков на платформах Битрикс и Битрикс24 с использованием нашего решения Сотбит: Маркетплейс.

Как эксперты в этом направлении мы активно развиваем продукт, о чем регулярно рассказываем в наших статьях о релизах обновлений, а также просвещаем пользователей и партнеров Битрикс касательно различных аспектов маркетплейсов.

Сегодня мы рассмотрим ключевую составляющую любой торговой площадки – комиссии. Узнаем, как они влияют на бизнес-модель и рассмотрим, какие платежи взимаются популярными платформами.

Что такое комиссии?

Комиссия – плата, которую торговая платформа взимает за предоставляемые продавцу услуги.

Термин имеет два значения: первое касается оплаты за размещение товара на маркетплейсе, второе включает в себя весь спектр услуг, предоставляемых поставщику.

Размер комиссий играет важную роль при выборе площадки для сотрудничества и влияет на установку цен на товары. Поставщику приходится учитывать комиссионный процент при планировании бюджета.

Но как определить, какие расходы учесть? Для этого нужно разобраться в видах комиссий и том, от чего они зависят.

Виды комиссий маркетплейсов

Виды платежей на маркетплейсах зависят от их бизнес-модели. Существует три основных модели:

  • Комиссионная модель: продавцы платят комиссию за продажу товаров и взамен получают доступ к размещению своей продукции на платформе. Эта модель включает логистические услуги, такие как хранение на складах маркетплейса и доставка. Примерами платформ, использующих эту модель, являются «Вайлдберриз», «Озон» и «AliExpress»;
  • Листинговая модель: применяется на платформах, где пользователи размещают объявления о продаже товаров, услуг и других предложениях. Платформа взимает плату за каждое размещенное объявление. Пример – американский ресурс «Craiglist»;
  • Подписочная модель: здесь продавцы оплачивают доступ к маркетплейсу на определенный период. Эта модель чаще используется на нишевых площадках, таких как сайты знакомств и специализированные приложения.

На основе этих бизнес-моделей можно выделить четыре основных видов платежей:

  • Комиссия за продажу товаров;
  • Плата за размещение товаров/объявлений;
  • Подписка на пользование маркетплейсом;
  • Комиссия за логистику.

Давайте рассмотрим примеры применения этих видов платежей на популярных отечественных и иностранных платформах.

Комиссия за продажу товаров

Комиссия за продажу представляет собой процент, который маркетплейс удерживает с каждой успешной продажи.

Возьмем, например, «Вайлдберриз». Здесь комиссия за продажу автомобильных принадлежностей и аксессуаров составляет 12%. Если продать ремень безопасности за 1000 рублей, маркетплейс удержит 120 рублей в качестве комиссии и поставщик получит 880 рублей.

Важно отметить, что размер комиссии зависит от категории товара. Обычно, чем более дорогостоящий продукт, тем ниже процент комиссии. Например, на платформе «Озон» комиссия для телевизоров, мониторов и ноутбуков составляет около 4%, в то время как для книг она составляет 15%. Для товаров, которые не подпадают под эти категории, применяется фиксированная ставка в размере 9%. 

Плата за размещение товаров или объявлений

Плата за размещение – это сумма, которую маркетплейс взимает с продавцов за размещение их товаров или объявлений на сайте.

На «Вайлдберриз» и «Озон» комиссия за продажу и комиссия за размещение считаются одним и тем же платежом. Однако есть платформы, такие как «Яндекс.Маркет», которые взимают дополнительную плату за размещение продукции, варьирующуюся от 4% до 15% в зависимости от категории и подкатегории товаров.

Зарубежные маркетплейсы, такие как «eBay» и «Amazon», предоставляют продавцам определенное количество бесплатных объявлений каждый месяц. Превышение этого лимита влечет за собой дополнительные расходы – 0.035 доллара за каждое новое объявление.

Подписка на пользование маркетплейсом

Подписка на пользование маркетплейсом представляет собой периодическую плату, которую вносят поставщики, чтобы стать партнерами платформы и получить полный доступ к ее инструментам и сервисам.

Этот вид оплаты прямо связан с подписочной бизнес-моделью маркетплейса. Существует также смешанная модель, которая включает как оплату подписки, так и комиссии за продажу товаров. Некоторые из самых известных платформ, использующих такую модель, включают «Amazon», «Rakuten» и «Ebay».

Подписка на пользование маркетплейсом имеет много общего с менее распространенной моделью маркетплейса, называемой «Фримиум». В обоих случаях предоставляется опция подписки, но в случае «Фримиум» пользователи могут использовать бесплатную версию платформы с ограниченным функционалом даже без подписки. Подписавшиеся пользователи получают премиум-доступ ко всем возможностям сервиса, и примером такого маркетплейса может служить широко известный интернет-ресурс «YouTube».

Комиссии за логистику

Способы оплаты логистически услуг на маркетплейсах напрямую зависят от того, какая модель функционирования платформы используется:

  • FBO (Fulfillment by Operator): поставщик передает товары на склад маркетплейса, и платформа берет на себя все операции, связанные с обработкой заказов, упаковкой, доставкой и управлением возвратами;
  • DBO (Delivery by Operator): продавцы хранят товары на своем личном складе, сами упаковывают товары и передают их в центры сортировки для доставки конечным пользователям;
  • FBS (Fulfillment by Seller): поставщики хранят товары на своих личных складах, упаковывают товары сами и отправляют их напрямую покупателям.

При режимах FBO и DBO, поставщик выплачивает комиссию за услуги, предоставляемые маркетплейсом, включая хранение и доставку товаров покупателям или возврат на склад в случае отказа. В случае режима FBS, комиссия взимается только за хранение товаров.

Расчет комиссии может быть простым, основанным на габаритах товаров, и может также включать минимальные и максимальные значения. Крупные игроки  с многомиллионными оборотами, такие как «Вайлдберриз» и «Озон», используют сложные формулы, учитывая стоимость, объем продукции и продолжительность хранения.

Обновление Сотбит: Маркетплейс 1.2.4: комиссии маркетплейса и запрещенных слов

Опытные пользователи нашего продукта, возможно, уже заметили, что мы рассказывали о внедрении функционала выплат за логистические услуги в обновлении Сотбит: Маркетплейс 1.2.0.

Однако мы не ограничились только логистикой и поставили перед собой задачу реализовать все описанные ранее основные виды комиссий. Этот привело к выпуску новой версии личного кабинета поставщика 1.2.4, в рамках которой были добавлены следующие функциональности:

  • Бесшовная интеграция модуля Сотбит.Маркетплейс: Комиссии: позволяет нашим пользователям легко настраивать и управлять комиссиями;
  • Проверка на ввод запрещенных слов: помогает улучшить контроль над содержанием контента на платформе.

Главным элементом этого обновления является новый модуль Сотбит.Маркетплейс: Комиссии, который расширяет возможности для генерации дохода от предоставления услуг селлерам на платформе. С версией продукта 1.2.4 владельцы маркетплейса могут устанавливать размер следующих видов комиссий:

  • За продажу товаров;
  • За размещение товаров;
  • За пользование маркетплейсом.

Интерфейсы модуля находятся в административной части Сотбит: Маркетплейс, где менеджеры могут настраивать и управлять комиссиями. Все списания производятся с персонального счета поставщика, который может удобно отслеживать свои финансовые операции в соответствующем разделе личного кабинета.

Подробнее о функционале личного счета поставщика можно узнать из статьи, посвященной обновлению Сотбит: Маркетплейс 1.2.2

Виды комиссий в Сотбит: Маркетплейс

Теперь давайте более подробно рассмотрим каждый вид комиссии и разберемся, как они настраиваются и выплачиваются.

1

Новые комиссии Сотбит: Маркетплейс

Комиссия за продажи

Как уже упоминалось, комиссия за продажу – это процент, который маркетплейс удерживает из дохода продавца с каждой продажи товара. В Сотбит: Маркетплейс система выплат за продажи основана на этом принципе.

Настройка комиссии за продажу категории товара

Как видно на скриншоте, администратор может включить или выключить удержание процента от продаж и установить его размер. По умолчанию, этот процент будет применяться ко всем товарам, размещенным на платформе.

Кроме того, менеджер может создавать правила, выбирая конкретный раздел каталога и устанавливая собственный процент комиссии для него.

Настройка комиссии для отдельной категории товаров

Все созданные правила сохраняются в таблице, что позволяет администратору легко удалять, редактировать и включать/выключать нужные условия.

Комиссии за размещение

Сотбит: Маркетплейс предусматривает сценарий, в котором оплата взимается за размещение товаров или объявлений. Давайте узнаем, как настраивается удержание платы за размещение товаров.

Настройка комиссии за размещение товаров

В отличие от комиссий за продажу, для удержания оплаты за размещение товаров предусмотрен фиксированный размер для всех категорий каталога. Администратор вводит конкретную сумму в рублях, которая будет взиматься после добавления товара поставщиком и успешного прохождения модерации.

Важно отметить, что комиссия применяется только к основному продукту. За добавление торговых предложений дополнительных списаний не производится.

Комиссии за пользование маркетплейсом

С Сотбит: Маркетплейс у вас есть возможность реализовать подписочную бизнес-модель для работы платформы. Рассмотрим, как настраивается удержание оплаты за использование платформы.

Настройка комиссии за пользование маркетплейсом

Администратор, аналогично настройке оплаты за размещение, устанавливает конкретную сумму комиссии и также определяет частоту списаний. Предоставляются две опции периодичности: ежегодно или ежемесячно.

При удержании комиссии ежегодно, оплата происходит сразу после регистрации пользователя в качестве партнера. В случае, если удержание происходит ежемесячно, комиссия взимается в последний день каждого месяца.

2

Проверка на ввод запрещенных слов

И как приятный бонус в обновлении 1.2.4 мы добавили функционал проверки наличия запрещенных слов и символов. Мы получили множество запросов от наших клиентов, и это дополнительно подтверждает, что Сотбит внимательно слушает свою аудиторию. Мы всегда ждем ваших отзывов и предложений.

Зачем же нужна эта функция? Давайте для наглядности обратимся к примеру с платформой «Вайлдберриз». Некоторые продавцы использовали специальные символы, такие как восклицательные знаки, в названии бренда, наименовании товара и его описании, чтобы поднять свой товар в результатах поиска. 

Такие практики рассматриваются как спам и обман покупателя, и они мешают правильной фильтрации товаров. Чтобы предотвратить подобные ситуации, маркетплейс ввел правила, запрещающие использование определенных символов.

Также платформа ограничивает упоминание доменов .ru, .net, .io, .com, а также использование тегов и SEO-запросов.

Маркетплейс – это среда с высокой конкуренцией, поэтому даже простые меры предосторожности, такие как контроль введенных слов и символов, помогают обеспечить равные условия для всех поставщиков. Мы берем пример с лучших и поэтому быстро внедряем подобные инструменты.

Теперь поговорим о самой функциональности. Проверка выполняется как для информации о партнерах в их профилях, так и для описания товаров в их детальных карточках. Администратор маркетплейса может настроить, какие поля подлежат проверке.

Настройка проверяемых полей в профиле пользователя

Перечень запрещенных слов определяется менеджером в административной части платформы

Настройка перечня запрещенных слов

Как видно на скриншоте, запрещенные слова указываются в соответствующем поле. Важно отметить, что при проверке не учитываются их склонения, поэтому администратору необходимо ввести все возможные вариации.

После сохранения настроек, если продавец попытается ввести запрещенное слово в информации о партнере или описании товара, он получит соответствующее уведомление.

Резюме

Подведем итог. Комиссии на маркетплейсе – это ключевой элемент, который часто становится определяющим фактором для продавцов при выборе платформы.

Новый функционал комиссий в личном кабинете партнера позволяет владельцам маркетплейсов не только эффективно управлять платежами, но и реализовывать различные бизнес-модели платформы.

Мы можем с уверенностью сказать, что с выпуском версии 1.2.4 продукт еще более укрепил свою позицию как ведущее готовое решение для создания маркетплейсов на базе Битрикс и Битрикс24.

На данный момент в Сотбит: Маркетплейс представлен базовый набор комиссий и параметров для их настройки, и мы планируем расширять его, добавляя новые виды платежей и опции в будущем. Также следует отметить, что модуль Сотбит: Маркетплейс.Комиссии доступен исключительно в личном кабинете поставщика и включен в его поставку.

Мы продолжаем упорно работать над развитием наших eCommerce платформ, и несмотря на достигнутые успехи, перед нами еще много работы. Следите за нашими новостями, и вас ждут интересные обновления!

Прямо сейчас у вас есть отличная возможность лично опробовать обновленный функционал Сотбит: Маркетплейс в бесплатном 14-дневном демо-режиме. Просто перейдите на страницу продукта и активируйте демонстрационный период. Отзывчивые специалисты бесплатной технической поддержки Сотбит всегда готовы помочь вам с установкой и настройкой решения.

Демо-режим Сотбит: Маркетплейс

Если у вас возникли вопросы по материалу или вам нужна помощь при работе с Сотбит: Маркетплейс, не стесняйтесь связаться с нами любым удобным способом. Мы всегда готовы помочь!

Виктория Филимоненко Виктория Филимоненко
Время чтения: 4 мин
Поиск товаров на Битрикс – эффективный инструмент интернет-магазина
Модули

Поиск товаров на Битрикс – эффективный инструмент интернет-магазина

Узнайте, как оптимизация поиска на вашем сайте влияет на улучшение конверсии и повышение среднего чека интернет-магазина. Исправляйте ошибки, управляйте поисковой областью и приоритетами результатов выдачи вместе с модулем Сотбит: Умный поиск.

Сотбит: Умный поиск
Максим Карабовский Максим Карабовский
Время чтения: 2 мин
Личный кабинет поставщика от Сотбит: особенности, преимущества, кейсы
Маркетплейсы

Личный кабинет поставщика от Сотбит: особенности, преимущества, кейсы

Рассматриваем оптимальное решение Сотбит: Маркетплейс для внедрения собственного личного кабинета партнера.

Сотбит: Маркетплейс Энтерпрайз

Остались вопросы по статье?

Оставьте свой контакт и наш менеджер вас проконсультирует.

ФИО:*
E-mail:*
Телефон:
Подтвердите, что вы не робот:*
Сообщение: